Back

Who we are

With research staff from more than 60 countries, and offices across the globe, IFPRI provides research-based policy solutions to sustainably reduce poverty and end hunger and malnutrition in developing countries.

Kate Ambler

Kate Amber is a Senior Research Fellow in the Markets, Trade, and Institutions Unit. Kate’s research broadly focuses on interventions that can increase incomes for smallholders and other microenterprises in agrifood value chains, with a specific focus on the inclusion of women. This includes work on programming in fragile settings, innovations in agricultural finance, and regulatory solutions for food safety. 

Where we work

Back

Where we work

IFPRI currently has more than 600 employees working in over 80 countries with a wide range of local, national, and international partners.

Выполнение Черноморской зерновой инициативы приостановлено: каковы ее результаты, и что будет теперь?

Open Access | CC-BY-4.0

Inspectors examine grain in a ship's hold

By David Laborde and Joseph Glauber

Translation option:

Примечание: 2 ноября Россия возобновила участие в Черноморской зерновой инициативе, а 17 ноября Россия и Украина согласились о продлении сделки по крайней мере еще на 120 дней.

29 октября Россия объявила о приостановлении своего участия в «Черноморской зерновой инициативе», в рамках которой осуществлялись поставки зерна из портов Украины. Это объявление не стало неожиданностью, т. к. Россия с самого начала была скептически настроена в отношении сделки. Но теперь снова начнутся перебои с поставками: этот шаг окажет  негативное влияние на Украину, покупателей ее продукции, цены на мировых рынках, и продовольственную безопасность, особенно в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Ведь эти страны не просто зависят от Украины как поставщика пшеницы и других зерновых культур, но и увеличивают объемы импорта именно в зимний период на фоне истощения собственных запасов к концу года. Очередной срыв импорта зерна может усугубить ситуацию с продовольственной безопасностью в этом регионе и потенциально усилить политическую напряженность.

Черноморская зерновая инициатива

Черноморская зерновая инициатива, соглашение между Россией и Украиной, подписанное при посредничестве ООН, вступило в силу 22 июля. В рамках соглашения возобновлялись поставки зерна и сопутствующих продуктов питания из портов Одессы, Черноморска и Южного, которые были заблокированы, начиная с середины февраля, сначала из-за российских военных учений, а потом из-за минирования со стороны украинских военных с целью предотвращения возможных атак российской армии на море после начала военного вторжения. Около 75 % экспорта сельскохозяйственной продукции Украины осуществляется через порты, расположенные на Черном море, при этом почти половина из этих поставок проходит через три порта, указанные в зерновой сделке. Помимо этого, в соглашении также предусматривались дополнительные меры по снижению торговых расходов в этом регионе за счет сокращения стоимости страхования судов, в том числе через специальные программы.

Зерновая сделка была заключена на срок 120 дней до середины ноября, и, хотя многие надеялись на ее продление, Россия почти сразу после подписания стала её критиковать, угрожая выйти из договоренности по истечении согласованного срока. Кроме того, в последние недели отмечались задержки в поставках зерна. Сроки таможенных процедур, начиная с отбытия из украинских портов до окончательной инспекции в Турции, увеличились с 9 дней в сентябре до в среднем 16 дней в октябре, что привело к скоплению и задержке движения судов.

По состоянию на 28 октября в рамках инициативы было экспортировано более 9,3 млн тонн зерновых и масличных культур, а также других продуктов питания. Зерновая сделка позволила Украине более чем вдвое увеличить экспорт по сравнению с уровнем до подписания соглашения, однако он по-прежнему составляет лишь 50 % от довоенного уровня 2021 года (см. рисунок 1). Таким образом, хоть Черноморская зерновая инициатива и не решила все проблемы, связанные с экспортом продуктов питания из зоны конфликта, она была важна для ослабления давления на региональные рынки и украинских фермеров, которые не могли сбывать свою продукцию. Остановка действия соглашения на данном этапе, когда ежегодные экспортные поставки из Украины, особенно пшеницы, достигают больших объемов, создаст серьезные проблемы для страны и покупателей ее продукции.

Рисунок 1

Куда идет экспорт?

Россия среди прочего заявила, что зерновая сделка выгодна в основном странам с высоким уровнем дохода. Однако данная критика не учитывает изменений в моделях экспорта, которые появились в результате военного конфликта. Поставки были закрыты с февраля по июль — именно в этот период Украина обычно экспортирует большую часть своей кукурузы, причем преимущественно в Европу. После подписания зерновой сделки объем экспорта кукурузы значительно увеличился (до 4 млн тонн в период с августа по октябрь 2022 года по сравнению с 1,36 млн тонн за тот же период 2021 года). Однако, как показано на рисунке 2, импорт кукурузы резко вырос как в Европе, так и в странах региона Ближнего Востока и Северной Африки, причем в той же пропорции, что и в 2021 году.

Рисунок 2

Между тем, некоторые беднейшие страны, в частности из региона Африки к югу от Сахары, получили ту же долю экспорта пшеницы, что и в прошлом году. Кроме того, по данным Совместного координационного центра Черноморской зерновой инициативы ООН, в рамках Всемирной продовольственной программы в бедные страны восточно-африканского региона (Джибути, Эфиопия, Сомали и Йемен), а также Афганистан было экспортировано около 150 000 тонн пшеницы.

Каковы будут последствия, если соглашение не будет продлено?

К моменту подписания зерновой сделки в конце июля рыночные цены на пшеницу, кукурузу и другие товары уже значительно упали по сравнению с историческими максимумами, достигнутыми в середине мая. Падение цен было вызвано многими факторами, в том числе укреплением курса доллара США, снижением транспортных расходов, ослаблением мирового спроса, высоким урожаем кукурузы в Бразилии и меньшим, чем ожидалось, ущербом от засухи для урожая пшеницы в Западной Европе и Северной Америке. Затем цены снова пошли вверх в сентябре из-за неопределенности (рисунок 3), но надежды на продление соглашения снизили давление на цены в течение последних нескольких недель. До того, как Россия объявила о приостановлении своего участия в сделке, цены на зерно стабилизировались на довоенном уровне — однако они по-прежнему более чем на 50 % выше уровней января 2020 года.

Рисунок 3

Приостановление Россией своего участия в зерновой сделке и очередное затруднение экспорта из Украины усилят давление на мировые цены, особенно на пшеницу, прогнозируемые мировые уровни запасов которой остаются на исторически низком уровне. Оно также немедленно ударит по ключевым поставкам зерна в страны Ближнего Востока и Северной Африки, в частности в Турцию, Египет, Ливан, Судан и Йемен, для которых было выгодно возобновление экспорта из Украины.

После объявления России о выходе из зерновой сделки фьючерсные цены на пшеницу и кукурузу выросли на 5 и 2 % соответственно. Повышение цены на мировом рынке означает, что потребители во всем мире будут платить за импорт больше.

К сожалению, приостановление действия соглашения также означает, что украинские производители не увидят никакой выгоды от более высоких цен. Из Украины будет экспортировано значительно меньше зерна, что создаст большую нагрузку на уже переполненные хранилища по мере сбора урожая яровых культур. Отсутствие складских помещений и ограничение экспорта означают более низкие цены для сельхозпроизводителей, некоторые из которых окажутся на грани банкротства и, вероятно, не будут засевать площади в следующем сельскохозяйственном году. Еще до приостановления Черноморской зерновой инициативы министр сельского хозяйства Украины Николай Сольский заявил, что этой осенью озимой пшеницы будет посеяно на 20 % меньше. Для украинской пшеницы падение производства в 2023 году означает срыв урожая третий год подряд. Поскольку до войны на долю Украины приходилось около 10 % мирового экспорта пшеницы, последствия для мировых рынков будут сродни трем неурожайным годам подряд в крупнейшем регионе-производителе пшеницы, означая, что мировые запасы данного вида зерна вряд ли восстановятся как минимум еще год. Низкие запасы означают сохранение высоких цен и волатильности на рынках.

Заключение

Приостановление Россией своего участия в Черноморской зерновой инициативе — это шаг назад в усилиях по снижению воздействия войны в Украине на мировых потребителей, особенно на страны региона Ближнего Востока и Северной Африки, продовольственная безопасность которых в большей степени зависит от импорта зерна из украинских портов. Организация Объединенных Наций и Турция прилагают усилия, чтобы вернуть стороны за стол переговоров, но на данный момент перспективы этого крайне призрачны. Среди краткосрочных последствий ожидается повышение мировых цен и дальнейшее нарушение торговых моделей в тех странах, которые зависят от импорта зерна и масличных культур из Украины. Приостановление Россией своего участия в зерновой сделке также нанесет ущерб украинским производителям, а это означает, что дестабилизация рынка сохранится в 2023 году и, вероятно, впоследствии.

Дэвид Лаборд и Джозеф Глаубер — старшие научные сотрудники подразделения рынков, торговли и торговых институтов Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI). Статья отражает мнение авторов


Previous Blog Posts